Геометрия кузова – совокупность параметров автомобиля, установленных производителем.
К основным характеристикам, влияющим на безопасность использования транспортного средства, относятся:
- показатели размеров колесной базы;
- величина лонжеронов (силовых каркасов авто) и размер проемов между ними;
- ширина колеи от каждой из пар колес.
В общем смысле понятие «геометрия кузова» несколько шире. Оно дополнено такими показателями:
- размер салонной части авто;
- величина каждого дверного проема;
- размер и вместимость багажного отсека;
- характеристики оконных проемов;
- показатели величины моторной зоны.
Когда проводится кузовной ремонт, именно точно вымеренные размеры кузова позволяют вернуть автомобилю первоначальный вид.
Способы выявления нарушений кузовной геометрии
Выявить правильность сохранения геометрии кузова достаточно просто. Явные перекосы мастера и грамотные автолюбители смогут заметить невооруженным взглядом. Как это сделать?
- Нужно произвести последовательное открытие-закрытие всех дверей, капота и крышки багажника. Недостаточная плотность прилегания или нарушение ширины зазоров в первом случае будет означать искривление стоек, во втором – лонжеронов.
- Требуется уделить внимание осмотру борта машины, производя его слегка присев под углом к поверхности. Таким способом заметить неровность значительно легче, нежели сверху.
- Необходимо оценить состояние фронтального и тыльного стекол. Наличие на них вертикальных трещин станет явным признаком смещения стоек.
- С помощью строительной рулетки стоит произвести измерение сохранности заявленной величины колесной базы.
В крупных сервисных центрах применяются специальные стенды объемного сканирования кузова автомобиля, позволяющие максимально точно определять даже минимальные нарушения его геометрии.
Категории повреждений
В автомобилестроении выделяются 5 категорий кузовных повреждений:
- 1-я предусматривает наличие небольших вмятин на внешних частях кузовных элементов;
- 2-я предусматривает нарушение показателей, не влияющих на ездовые характеристики автомашины, – величины дверных проемов, оконных блоков, салона и т. п.;
- 3-я присваивается таким повреждениям, которые нарушают размеры несущих частей (лонжеронов), агрегатов и показателей подвески, критических для эксплуатации транспортного средства;
- 4-я категория деформации кузова авто включает в себя первые три при условии, что одновременно нарушено не более трех характеристик (например, 3 двери или 2 двери и 1 оконный проем);
- 5-я категория означает наличие таких повреждений, которые не подлежат восстановлению. Как правило, это свидетельствует о том, что в машине больше не соблюдается ни один заводской размер.